Специальное образование

Технология интегрированного обучения

Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития  В форме интегрированных занятий лучше проводить  обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

 Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

 Примерная структура:

- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?);

- основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;

- заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование);

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

 Методика подготовки и проведение:

- выбор областей        

-учёт программных требований;

-базовое направление;

-выявить основной принцип  построения системы занятия;

-продумать развивающие  задачи;

-использовать  разнообразные виды деятельности;

-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;

-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

-использовать методы и приёмы продуктивного характера;

-учитывать личностно-ориентированный подход;

 Более целесообразная интеграция областей « Познание и физическая культура»;  «Познание: математика и художественное творчество»;  «Музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. творчество»

свернуть

Логоритмика в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

 Логоритмика и изоритмика в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

 

  Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.

  Логоритмика - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

  На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.

  В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

- развитие мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом.

  Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

      Для достижения положительных результатов в работе с детьми с ТНР рекомендуется сочетать логоритмику с изоритмикой.

Изоритмика – это комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.

Чем более ловко работают детские пальчики, тем лучше развита речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:

 - у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;

 - закрепляются знания о цвете, форме, величине;

 - появляется свободная ориентировка на листе бумаги;

 - подготавливается рука к письму;

 - формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;

 - развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на земле или песке.

     Логоритмика и изоритмика  полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикания и др. Очень важны с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики и изоритмики у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Поэтому логоритмика и изоритмика становятся праздником красивой речи для детей.

Источники

  1. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.-123,(5) с.; ил. (Библиотека логопеда).
  2. Щерба, Н.В. От движений – к речи : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Н. В. Щерба. Минск : Зорны Верасок, 2010. -104 с.- (Творческая мастерская педагога)
  3. Кныш, В.А. Логоримические минутки : тематические занятия для дошкольников/ авт.-сост. В.А. Кныш (и др.).- Минск : Аверсэв, 2009.- 188 с.: ил.- (В помощь логопеду).
свернуть

 Использование Лего- технологии в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

 Использование Лего- технологии в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

Особенности организации работы с использованием Лего конструирования в детском саду.

        Организация занятий по LEGO-конструированию имеет ряд особенностей. Перед  началом  использования  LEGO  на  занятиях  по  конструированию рекомендуется провести  серию  спонтанных  игр, используя LEGO - элементы, так как велико желание ребенка-дошкольника      потрогать,  пощупать эти кирпичики и просто поиграть.

Начинать работу с ЛЕГО конструктором нужно со знакомства с деталями:

  1. Дать возможность воспитанникам рассмотреть детали ЛЕГО
  2. Убедиться с детьми в том, что детали различаются по цвету и размеру
  3. Определить какого цвета бывают детали ЛЕГО (красный, желтый, синий, зеленый)
  4. Показать способ определения размера ЛЕГО детали – по количеству кнопочек на нём по длине и ширине (2*2 – кубик, 2*4 – кирпичик)
  5. Договориться о едином названии деталей (2*2 - ЛЕГО-кубики, 2*4, 2*6, 2*8 -  ЛЕГО-кирпичики)
  6. Уточнить варианты соединения кирпичиков (взять два кирпичика 2*2 наприм. синий и желтый. Соединить два кирпичика, подумать, как еще могут соединяться эти кирпичики - продемонстрировать все 6 способов).

Кроме того, актуально установить правила поведения на занятии  по    LEGO-конструированию,  которые  следует  выполнять:

  1. Работать с конструктором чистыми руками.
  2. Не брать мелкие детали в рот - это опасно!
  3. Внимательно слушать педагога и выполнять то, что он попросит.
  4. Если  хочешь  задать  вопрос  или  ответить  на  вопрос  подними  руку  (или обратись  по  имени отчеству к педагогу)
  5. Не портить  и  не  ломать детали конструктора. 
  6. Беречь наглядные  пособия  -  не  рвать  инструкции  и  схемы. 
  7. Не уносить домой детали, потому что они пригодятся для работы на следующих занятиях.
  8. Работать в  коллективе    дружно,    прислушиваться     к   мнению товарищей, делиться с ними деталями.
  9. Оказывать помощь товарищу по его просьбе, или с его разрешения.

Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности педагог использует занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию:

  • конструирование по образцу;
  • по условиям (по модели);
  • по простейшим чертежам и схемам;
  • по замыслу;
  • по теме.

Игры с использованием лего-конструктора в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

  1. «Башенка».1. Ребенок выкладывает башню из кирпичиков по заданию педагога: возьми красный кирпичик и положи перед собой на столе, поставь на красный кирпичик желтый, на желтый кирпичик поставь зеленый, на зеленый поставь синий кирпичик - получилась башенка. Аккуратно, начиная с верхнего кирпичика разбери башню, сложи детали в коробку.

1.2. Собери башню, взяв 5 красных кирпичиков.

1.3. Собери башню из 2 желтых и 2 зеленых кирпичиков. Сколько кирпичиков в башне?

1.4. Собери башню, чтобы на самом низу был красный кирпичик, а на самом верху – жёлтый кирпичик.

1.5. Собери башню, чтобы кирпичики были разного цвета. Посчитай, сколько кирпичиков в башне.

  1. «Где обезьянка?» - закрепление предлога «НА». Обезьянка прыгнула на башню, обезьянка прыгнула на стол.
  2. «Как прыгает обезьянка?» - закрепление представлений «вверх»«вниз» с использованием постройки башня. Обезьянка прыгнула вверх, обезьянка прыгнула вниз (образование приставочных глаголов запрыгнула, спрыгнула)
  3. «Построй башню по схеме» - формирование представлений «выше», «ниже».
    • Ребенку предлагается построить башню по схеме. Взрослый показывает схему и говорит: на самом низу лежит красный кирпичик, выше красного лежит желтый, выше желтого кирпичика лежит синий, выше синего – зелёный. Просит ребенка повторить.
    • Ребенку предлагается построить башню по схеме с отрицанием.
  4. «Где кирпичик?» - формирование предлога «под». Ребенок строит башню. Педагог показывает самый верхний кирпичик и произносит: под желтым кирпичиком лежит зелёный кирпичик, под зеленым кирпичиком лежит синий кирпичик, под синим – красный. Просит ребенка повторить.
  5. «Дорожка». Закрепление предлога «за». Ребенок выкладывает дорожку из кирпичиков по заданию педагога: возьми красный кирпичик в левую руку, за красным кирпичиком поставь правой рукой желтый кирпичик, за желтым кирпичиком поставь синий, за синим – зеленый. Закрепление предлога «за». За красным кирпичиком, какой лежит?
  6. «Дорожка для лисички» - закрепление предлога «перед». Конструирование по заданию: построй дорожку, чтобы первым лежал красный кирпичик, а последним синий кирпичик. Поставив лисичку первой, педагог проговаривает: перед лисичкой красный кирпичик, перед красным кирпичиком желтый и т. д. Просит ребенка назвать, какой кирпичик лежит перед синим и т.д.
  7. «Построй дорожку для зайчика» - закрепление представлений «спереди», «сзади». Ребенку предлагается построить дорожку по схеме с отрицанием. Зайчик запрыгнул на красный кирпичик. Какой кирпичик у зайчика спереди? Какой кирпичик у зайчика сзади?
  8. «Расскажи где?» - формирование предлога «между». Ребенок строит дорожку. Педагог показывает красный кирпичик и произносит: красный кирпичик лежит между синим и зеленым кирпичиками, зелёный кирпичик лежит между красным и жёлтым кирпичиками и т. д. Просит ребенка повторить, затем ответить на вопросы, где лежит синий кирпичик? зелёный и др.
  9. «Волшебные кубики» - формирование представлений «слева», «справа».Ребенок сидит на ковре, на левой руке повязана ленточка. Задание: возьми желтый кубик, поставить его слева от себя, красный кубик поставь справа от себя и т.д. Где находится синий кубик, зеленый и т.д.
  10. «Кукла Маша и Лего-конструктор» - формирование представлений «слева», «справа» на другом предмете. Ребенок сидит за столом, на левой руке повязана ленточка. Напротив ребенка стоит кукла с повязкой на левой руке. Задание: поставь синий кубик слева от куклы, зелёный - справа от куклы и т.д. Педагог просит ребенка сказать, где лежит синий кубик? и т.д.
  11. «Построим стенку» - формирование представлений «перед», «за», «слева», «справа». Ребенок строит высокую стенку.

        Задание: а) стань так, чтобы стенка была перед тобой;

                       б) стань так, чтобы стенка была за тобой;

                       в) стань так, чтобы стенка была слева от тебя;

                       г) стань так, чтобы стенка была справа от тебя.

13.2. Задание: расскажи, где ты стоишь по отношению к стенке (я стою слева от стенки, я стою за стенкой и т.д.

Иры с ЛЕО–конструктором на занятии по ЭМП

  1. Счет предметов (порядковый и количественный счет, прямой и обратный счет), количественные соотношения: игры «Волшебный мешочек», «Сколько кубиков в мешочке», «Посчитай кирпичики на дорожке», «Какой по счету кирпичик», «Сравни дорожки», «Где больше», «Сделай поровну», «Выложи столько кубиков, какую цифру покажу» и т.д.
  2. Пространственные представления (вверху, внизу, между, перед, за, посередине, налево, направо и др. : игры «Где находится кирпичик?», «Поставь правильно», «Графический диктант», «Где человечек?» и др.
  3. Состав числа. Сложение и вычитание: игры «Разные башенки», «Лего-задачки», «Помоги Маше решить задачу» и др.
  4. Выкладывание простейших геометрических фигур, цифр и др.

Иры с ЛЕО – конструктором на занятии по конструированию

Существует несколько видов конструирования, которым должны  овладеть дети, используя  LEGO-технологию  на  основании  основных  видов конструирования: 

  1. Конструирование по образцу - детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. Предлагается построить такие же, изменить величину, цвет, добавить детали, усовершенствовать постройку (например: дерево, дом…).
  2. Конструирование по простейшим  наглядным  схемам  и чертежам   –   Как  сюрпризный  момент  можно  использовать  на  занятие  письмо-схему,  которую  принес  сказочный  герой -  ребенок  выполняет  задания и строит постройку по схеме.
  3. Конструирование по теме – создание построек на заданную тематику, часто данное конструирование носит коллективную форму работы дошкольников. 
  4. Конструирование по  условиям  -  детям  не  дают  образца  постройки,  рисунков  и  способов  ее  возведения,  а  лишь  определяются  условия,    которым     постройка    должна     соответствовать     (например,  построить дом из 10 кирпичиков, возвести  через  реку  мост  определенной  ширины  для  пешеходов  и  транспорта,  гараж  для  легковых  или  грузовых  машин  и  т.п.).  Для  ребенка    это   проблемная     ситуация,    которую    он   должен     решить  самостоятельно. 
  5. Конструирование по замыслу (по воображению) - ребенок сам решает, что и как он будет конструировать (сказочного героя, робота, космический корабль и др.). После изготовления постройка обыгрывается, составляется описательный рассказ, или рассказ по выполняемым действиям, творческий рассказ.

 

Кроме всего того, что перечислено можно использовать составление рассказов, или пересказывание сказок с опорой на лего постройки. Используется игровой метод «Стройплощадка», когда ребенок из деталей строит дом (детский   сад или любое другое здание). При этом, чтобы  завершить  каждый  элемент  постройки или получить  нужную деталь конструктора, ребенок  выполняет задание педагога. Постройка не должна быть сложной, а  количество  деталей  должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в  отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши). 

Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что конструирование выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.   Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под    руководством педагога. Особое внимание уделяется организации    обследования    образцов    по    определенной    схеме. Дети овладевают   двумя способами  простейших  конструктивных   задач:  заменой  меньших    деталей на большие,  надстраиванием и пристраиванием  с    использованием    тех же деталей). Умение   анализировать  образцы,  близкие  по  конструкции,  и на  основе  этого   анализа  изменять   их  в  соответствии  с  заданными  условиями.

Старший  дошкольный  возраст благоприятен  для обучения всех  основным  формам  конструирования:  по    образцу,  по    модели,  по  условиями,  по    простейшим    наглядным      схемам,    по    теме,  по   замыслу, каркасное. А в процессе конструктивно-игровой деятельности  с LEGO педагог может использовать разнообразную систему работы:

задания задает педагог, которые выполняются детьми;

задания   формулируются   ребенком   и   выполняются   детьми   и  педагогом;

 задания задают дети друг другу.

Старшая группа второго года обучения – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего - конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

Безусловно,  значима  личность  педагога  в  работе  с  детьми  по LEGO-конструированию,  его  умение  расположить  к  себе  детей  и  их родителей,   организовать   игровой   и   учебный   процесс,   его   умение  использовать     то оборудование (LEGO-конструкторы), с  помощью  которого происходит      обучение.  Организуя  игру    с   красивым  конструктором,   педагог   должен   помнить   и   о   красоте отношений:  тактично вести беседу, нельзя допускать отрицательных высказываний  в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал  что-то не так, активно пользоваться вежливыми словами, не стесняться  извиняться  и  спрашивать  разрешения  у  детей.  Подобное поведение педагога будет направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.

Используемые источники

  1. Фешина, Е.В. Конструирование из конструктора ЛЕГО в детском саду. // fesival.ru
  2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование личностных отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / М. Линпресс, 2001. 
свернуть

Су-Джок методика для развития мелкой моторики и речевых навыков у детей с нарушениями речи

Су-Джок методика для развития мелкой моторики и речевых навыков у детей с нарушениями речи

 

Су-Джок

Известно, что у детей с  тяжёлыми нарушениями речи  особенности речевого развития оказывают влияние на формирование всех психических процессов. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания, могут быть отклонения в эмоционально-волевой сфере. У части детей отмечается соматическая  ослабленность  и замедленное развитие локомоторных функций. Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи  имеют недоразвитие мелкой моторики, общей моторики. Движения  их рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука, наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженны.  Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу (например, ребенок не может держать одной рукой основание  пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.).

  В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привлекают всё большее внимание.  Су-джок методика – одна из них. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок методика может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Методика Су-Джок - это современное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

В коррекционной работе приемы Су - Джок методики активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, опосредованного развития речи,  а так же с целью общего укрепления организма.

Достоинства Су – Джок:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Приемами Су-Джок методики являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Этапы проведения Су – Джок методики на занятиях по развитию речи:

I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Форма организации работы с Су-Джок  массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Приёмы  работы с Су-Джок – самые разнообразные:

удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки;

сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.;

каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;

сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки;

захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу, двигаться по поверхности стола;

вращать  шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки;

прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти;

круговые движения шарика между ладонями;

перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

вращение шарика кончиками пальцев;

сжимание шарика между ладонями;

сжимание и передача из руки в руку;

подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

 

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Прокатывание шарика по лабиринту, по написанной букве. 

Например, «Помоги ёжику добраться до грибка».

3. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю. 

И по пальчику качу. 

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

4. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

/ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткой, друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

5. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогичные упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

6. Речевые игры с шариком. Рассказывание сказок с использованием шарика.

Сказка «Ёжик»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика - вдох через нос, выдох на ладонь руки( повторить 2 раза). Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз. Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

7. Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;

ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Для развития фонематического восприятия можно рекомендовать игры:

«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой»;

«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»;

«Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит педагог).

«Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.)

Для детей  более старшего возраста: «Синий шар кати, согласный звук мне назови», «Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»

10. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

11. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

 12. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

    1 - руки развести в стороны;

    2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

    3 - руки развести в стороны;

    4 - опустить руки.

Су-Джок методику можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма  и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия

     Таким образом, Су - Джок  - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной деятельности в условиях дошкольного учреждения, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Источники:

  1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 
  1. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражненийдля развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – М.: Аквариум, 1995.
  1. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996. 
  2. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный – СПб.: Издательство «Лань», 2002.
  3. Ивчатова, Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. - 2010. - №1. - С. 36-38
свернуть