Скоро в школу

Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150.  (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. № 283 «Об утверждении положения об учреждении общего среднего образования»
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования»
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 138. «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для I-IIIучреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»
  8. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага план а дашкольнай адукацыі»
  9. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 06.05.2020 № 83 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно- эпидемиологических требований»
  13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»
  15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования»
свернуть

Психологические аспекты подготовки детей к школе

«Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность. До поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы знания об окружающей среде: - знания о себе, о своей семье, о своем городе, улице; - знания о явлениях природы, временах года, месяцах, днях недели; - знания о взрослых людях: по возрасту, профессии, качествам характера. Занимаясь с ребенком предшкольной подготовкой, учитывайте следующие моменты: - Планируйте занятия таким образом, чтобы дети достигали успеха в своей деятельности. - Хвалите ребенка за достижения и успехи. - Старайтесь положительно относиться к неудачам ребенка. - Будьте терпеливы, когда приходится показывать одно и то же много раз. - Концентрируйте внимание на сильных чертах ребенка, а не на его слабостях. Планируйте дальнейшую работу, опираясь на эти сильные стороны. - Задачи должны быть достаточно сложными, чтобы быть интересными, однако не слишком, чтобы не вызвать у ребенка растерянности и отторжения. - Будьте постоянными в своих требованиях к ребенку. - Доверяйте ребенку отвечать за любые виды деятельности. - Предоставляйте ребенку возможность продемонстрировать свои достижения. - Используйте все возможности материала для того, чтобы заинтересовать ребенка, ставя проблему, активизируя самостоятельное мышление; - Организуйте сотрудничество с ребенком, осуществляя взаимопомощь; - Делайте все возможное, чтобы ваш ребенок был счастлив. Что можно и чего нельзя делать в начале обучения ребенка в школе Не следует: - Изменять режим дня ребенка: лишать дневного сна, прогулок, игр; - Слишком много и сразу все требовать: свои требования формулируйте доступно и постепенно; - Драматизировать неудачи ребенка; - Сравнивать ребенка с другими детьми; - Проявлять отрицательное отношение к неправильным действиям ребенка; - Постоянно поправлять ребенка, часто заставлять переделывать работу, так как это приводит к худшему результату; - Требовать от ребенка понимания всех ваших чувств. Необходимо: - Привить ребенку интерес к познанию окружающей среды, научить наблюдать, думать, осмысливать увиденное и услышанное; - Научить его преодолевать трудности, планировать свои действия, уважать окружающих; - Уделять должное внимание физическому развитию ребенка, особенно моторике, используя лепку, рисование; - Подбадривать при постановке руки при письме; - Поощрять любознательность ребенка, стремиться, чтобы он узнавал что-то новое для себя; - Формировать у ребенка умение задавать вопросы, поощрять его рассуждения; - Старайтесь, чтобы ребенок больше времени проводил с взрослыми, делал с вами домашнюю работу, видел, как вы общаетесь с людьми.

Интернет источник

свернуть

Я готовлюсь к школе

 

Многие родители уверены, что детский сад и школа - это всего лишь этапы жизни ребенка, через которые ему придется пройти. Но чтобы пройти эти этапы достойно, чтобы не отставать от сверстников, одного внимания воспитателей и педагогов ребенку недостаточно.

Подготовка к школе - это ответственное мероприятие, лежащее во многом на плечах родителей дошкольника, от того, насколько ребенок готов к школе морально и интеллектуально зависит, насколько быстро он вольется в новый коллектив и почувствует себя комфортно в процессе обучения. Статьи этого раздела нашего сайта помогут родителям и воспитателям не только понять, что нужно знать ребенку, поступающему в первый класс, но и дать ему эти знания.

Уже с самого малявочного возраста начинайте заниматься с малышом, в частности, изучайте названия групп предметов. Это игра "Назови одним словом" - мебель, фрукты, животные. Потом эти группы станут все уже и уже - домашние животные, дикие животные; млекопитающие, рептилии и так далее. Очень важно начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не путался. При подготовке к школе психологи обычно тестируют деток и всегда есть задания в стиле "найди лишнее", а для решения как раз и нужно хорошо ориентироваться в группах предметов. В этом разделе нашего сайта "Подготовка к школе" мы постарались собрать обучающие материалы на эту тему с картинками.

Немаловажно развитие логики у ребенка, задачки на логику можно предлагать малышу уже с трех-четырех лет. Начните с крупных пазлов или наборов кубиков для составления картинки, с возрастом пазлы будут все мельче, а сами картинки все больше. С пяти лет ребенок способен решить уже более сложные логические задачи по типу "Найди недостающую фигуру", а затем, к самой школе, и "Дорисуй недостающий предмет" в соответствии с логикой расположения.

Моторику рук также начинаем тренировать с младенчества. Сначала это пальчиковая гимнастика под стишки-песенки, потом рисование и прописи.  Практика показывает, что к школе у большинства деток моторика рук развита очень слабо, а это сказывается и на почерке, и на успеваемости в целом, потому как на само написание слова ребенок тратит много сил и времени.

До школы учить ребенка писать прописные буквы не стоит. Любые печатные - рисовать, вырезать, раскрашивать - можно.  Цифры тоже можно, но прописи необходимо сразу брать такие, в которых указано стрелками, как именно эти цифры писать. Что касается прописей - начните со штриховки. Затем прописи, где нужно обвести элемент и продолжить строку таким же элементом. Затем печатные буквы и цифры. Этого для подготовки к школе будет достаточно.

Хотя, и это не главное. Для подготовки к школе не столь важно умение читать и писать, сколько умение слушать и слышать взрослого человека - учителя. Именно в этом первоочередная задача родителей, дать ребенку понять, что он уже взрослый, советоваться с ним, рассказывать ему, как прошел ваш день, систематически просить его рассказать, как прошел его день и что нового, в общем, научить ребенка сотрудничать со взрослым.

 

Графические диктанты по клеточкам

https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/766-logicheskie-zadachi-dlya-doshkolnikov.html

свернуть

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

Рекомендации для родителей
развернуть

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

Рекомендации для родителей.

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтениюНачиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенкапобуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности.Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

 

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

Как подготовить ребёнка к школе?

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники учреждения дошкольного образования. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться дома.

Адекватное отношение к свои "пробам и ошибкам", активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться "комплекс неудачника». Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно участвуют родители.

  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные.

  3. Необходимо учитывать принцип "от простого к сложному», то есть нельзя научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.

  4. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

  5. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: "Если бы ты сделал так / показ, объяснение, то было бы еще лучше"/.

  6. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?») по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова - города» и другие).

  7. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую – то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

свернуть

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями и педагогами.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования  законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;                   

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

свидетельство о рождении ребенка.

 

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

 

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

 

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

 

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.

домашние задания учащимся не задаются.

 

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

 

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

 

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется учебной программой дошкольного образования, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.

Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

 

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

 

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

школьный ранец, портфель или рюкзак

набор цветных ручек

фломастеры и карандаши

ластик

точилка

обложки для тетрадей и книг

пенал

линейка

краски

альбом для рисования

набор кисточек

 

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.

После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

 

 

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

http://edu.gov.by  

свернуть
Видеоконсультация для родителей будущих первоклассников
Готовность ребёнка к школе. Что это такое?