Гражданское и патриотическое воспитание

План мероприятий по организационно-методической деятельности государственного учреждения образования «Детский сад № 35 г. Молодечно» по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса на 2024 год

План мероприятий
по организационно-методической деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 35
г. Молодечно» по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса на 2024год

 № п/п Мероприятия Ответственный Сроки проведения
Работа с воспитанниками
1. День памяти воинов-интернационалистов Воспитатели стар-ших групп, замести-тель заведующего по ОД 15.02.2024
2. Проведение Дня белорусского языка Заместитель заведующего по ОД, педагоги 21.02.2022
3. Проведение «Дня защитника Отечества» Музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания 23.02.2024
4. Организация выставки детского рисунка посвящённого Дню защитника отечества Воспитатели дошкольного образования До 23.02.2024
5. Выставка детских рисунков «Памятные места моей Родины» Воспитатели дошкольного образования Март 2024
7. Экскурсия по г. Молодечно Воспитатели старших групп Апрель 2024
8. День Государственного Флага и День Государственного флага Музыкальные руководители, воспитатели дошкольного образования 6.05.2024 г
7. Проведение тематических занятий,  праздника посвящённых Дню Победы. Музыкальные руководители, воспитатели дошкольного образования 06-08.05.2024
8. Выставка детских работ , посвящённых Дню Победы «Мы помним» Заместитель заведующего по ОД 05.05.2024
9. Акция «Открытка в подарок ветерану» Воспитатели старших групп, родители 09.05.2024
10. Посещение областного краеведческого музея Воспитатели старших групп Июнь 2022
11. Экскурсия в парк Победы Воспитатели до-школьного образования Июнь 2022
12 Военно-патриотическое мероприятие «Мирному небу, ура!» (День памяти) Музыкальные руководители, руководи-тель физвоспитания 22.06.2022
13 Тематические занятия, по-свящённые Дню Независимости Республики Беларусь воспитатели до-школьного образо-вания 01.07.2022
14 Конкурс детских рисунков «Люблю мой край» воспитатели дошкольного образования Июль 2022
15 Вечер стихов «Я жыву ў Беларусі і гэтым ганаруся» воспитатели дошкольного образования Август 2022
16 Конкурс рисунков на ас-фальте «Семь цветов Раду-ги», посвящённых Дню Ми-ра. воспитатели до-школьного образо-вания Сентябрь2022
17 Неделя Матери воспитатели дошкольного образования. Музыкальные руководители 10-14.10.2022
18 Создание  дидактических игр по гражданско-патриотическому воспитанию. Воспитатели дошкольного образования апрель 2024.
19 Рождественские встречи воспитатели дошкольного образования Декабрь 2023 – январь 2024

20. Виртуальное путешествие "Памятные места моей Родины". Воспитатели дошкольного образования.
Работа с педагогами
1. Консультация «Расширение сферы использования родного языка» Заместитель заведующего по основной деятельности 21.02.2024
3. Участие в мроприятиях, посвящённых Дню Победы заведующий 09.05.2024
4. Участие в мероприятиях. Посвящённых Дню Независимости Республики Беларусь Заведующий 03.07.2024.
5. Педагогическая гостиная
« Реализация современных подходов к патриотическому воспитанию « Заместитель заведующего по ОД ноябрь 2024.
Работа с родителямі
1. Семейная викторина
« Здесь дом - здесь Родина моя» Воспитатели дошкольного образования Январь 2024
2. Участие в акции
« Открытка в подарок ветерану» Родители, воспитатели дошкольного образования 09.05.2024
3. Фотовыставка «Путешествуем по памятным местам Беларуси» Воспитатели дошкольного образования Сентябрь 2022
4. Маршруты выходного дня по памятным местам родного города Воспитатели дошкольного образования Июнь-сентябрь 2024
5. Выставка семейного творчества «Рождественская сказка» Воспитатели до-школьного образования Декабрь 2022

Заместитель заведующего
по основной деятельности А.А.Петровская

 

свернуть

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

05.05.2023

Цели и задачи: формировать у воспитанников представление о Государственных символах: герб, флаг, гимн; развивать зрительную внимательность; воспитывать уважение к символам своей страны, гордость за ее и любовь к своему народу; учить отличать белорусские государственные символы от символов других стран; познакомить со значением каждого символа.

Дети заходят в музыкальный зал  под музыку «Радзіма мая дарагая» У.Алоўнікаў.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить о нашей любимой стране,

Ведущий: Скажите, ребята, как называется  государство, в котором мы живем? ( Республика Беларусь.) Правильно. Сердце наполняется радостью, что есть на земле край, который называется Белая Русь. Такое прекрасное название имеет наша Родина. Она, как родная мама, бережет, уважает и пестит каждого из нас.

Мая зямля, мой родны дом Завецца Беларуссю. Я знаю: пад тваім крылом Заўсёды прытулюся. У час трывогі і бяды З табою мы адзіныя, З любоўю шчыраю заўжды Заву цябе Радзімаю.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник у нашей Родины?  (День герба и флага.)

Во все времена в разных странах и землях существовали знаки, с помощью которых люди показывали, к какому племени или народу они принадлежат.  Сегодня отличительными признаками стран являются герб, гимн и флаг. Это государственные символы. Герб, флаг и гимн есть у каждого независимого и самостоятельного государства.

Гимном называют торжественную песнь в честь кого- или чего либо. Государственный гимн Республики Беларусь прославляет белорусскую землю и её людей. Это главная песня страны, музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно.

Гимн Республики Беларусь исполняют:

- при открытии памятников  в честь знаменитых людей , народных героев, деятелей науки, искусства и культуры;

- при открытии и закрытии  государственных праздников Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний;

-белорусы во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий.

  Государственный гимн Республики Беларусь транслируется по  телевизору и радио:

- ежедневно  6 часов утра  и в полночь;

- в новогоднюю ночь – после боя курантов в 24 часа;

При исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя .

 

Звучит гимн Республики Беларусь.

Мы с вами живем в Республике Беларусь. Это наша Родина. Тут мы родились, тут вы будете учиться и работать. Мы любим  свой город , в котором живут ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. Мы любим свой детский сад и тех, кто с нами рядом находится. Люди, живущие в нашей стране добрые, трудолюбивые и веселые.

 Песня гр. 3,13,7 « Што такое Бацькаўшчына, знаеш?»

 

Ведущий: В государственных символах нашей Родины зашифрован рассказ про её народ, традиции и обычаи. Давайте попробуем прочитать это послание.

Герб Республики Беларусь. В лучах восходящего солнца мы видим контуры территории Беларуси. Солнце освещает нашу страну, согревает её, несёт тепло, жизнь и радость. Издревле солнце и земля считались символом жизни.

Изображение земного шара означает, что мы желаем мира всем странам, хочем дружить и сотрудничать с ними.

Белорусы – мирные люди. Но когда кто-либо нарушит наши границы, мы с помощью армии будем оборонять их. Напоминанием про это служит красная звезда. Именно такие звезды были на пилотках солдат, которые мужественно сражались за Победу во времена Великой Отечественной войны.

Венок из цветов и колосков символизирует плодородие земли-кормилицы и трудолюбие белорусского народа.

Столетиями наши предки обрабатывали землю, сеяли зерно, пекли хлеб. Белорусы засевали сладким клевером поля, чтобы пасти коров. Коровы давали людям молоко и мясо.

А ещё на белорусской земле с древних времён сеяли лён. Из него получали нитки и делали ткань, из которой шили одежду.

Песня «Мы жывем у Беларусі» гр.12

Страна моя родная, Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором радостно слились

Цвета, которые нам всех милее.

Зеленый - цвет полей, лугов, лесов,

И красный цвет - цвет жизни и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в сердце и любовь и верность.

 

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотно, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета.  Каждый цвет имеет своё значение.

Красный цвет символизирует силу, мужество и энергию. Это цвет восходящего солнца- главного источника жизни на земле. Для белорусов это ещё и цвет флагов Красной Армии и бригад белорусских партизан, которые освобождали нашу землю от врагов в годы Великой Отечественной войны.

Зеленый цвет – символ надежды, весны и возрождения. Это цвет природы, полей и лесов, которые издавна занимают основную часть территории нашей страны. Зеленый – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

Белый цвет – прежде всего цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. Эти замечательные качества должен свято хранить в своей душе каждый белорус.

Наш флаг украшен орнаментом из геометрических фигур. Этот узор называется «восходящее солнце».  Он прославляет трудолюбие, мастерство,  отражает древнюю культуру народа, его духовное богатство и единство.

Государственный флаг РБ поднимают на   торжественных мероприятиях,  во время народных, трудовых, семейных праздников .

2 июля 2013 года в  городе Минске состоялось открытие площади Государственного флага. На ней и состоялся праздник День герба и флага.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, где в нашем детском саду можно поближе рассмотреть символы республики Беларусь?

В нашем учреждении при входе можно наблюдать стенд с флагом, гербом и гимном Беларуси, куда вы ходите с воспитателем на экскурсию и знакомитесь с символами, а также в каждой группе есть символы нашей Родины.

Игра « Узнай флаг Республики Беларусь»

Наш праздник подходит к концу.

Дорогие ребята,  любите и берегите Родину – Беларусь, ведь вы – ее будущее и я уверена – достойное будущее.

Берегите Родину – нет Родины другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Родину, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Родину – нет у нас Родины другой!

 

 

 

свернуть

Воспитание основ гражданственности и патриотизма  у детей дошкольного возраста

Воспитание основ гражданственности и патриотизма  у детей дошкольного возраста

                                                         

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

 Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

* особенности дошкольного возраста, 

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. 

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

       Патриотическое воспитание дошкольников

   Патриотическое  вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­-ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

                       История Беларуси: воз­никновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

-              природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

-              национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

-              национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

-              сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

-              сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей,

названия республики Беларусь и её столицы;

-              содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

                                                                    Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

-              символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна республики Беларусь;

-              природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

                                       Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

-              исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

-              архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

-              природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

-              ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

-              места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

-              национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

                                 Государственные и народ­ные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

-              государственные праздни­ки: День конституции, День единения народов Беларуси и россии, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

-              национальные праздники: рождество, коляды, Маслени­ца, Пасха, радуница, Благове­щение, купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

                                                     Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

-              защитники отечества;

-              исторические личности;

-              достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

                                                      Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

-              народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-              народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

-              декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-              изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические,

языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

                                                         Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

-              белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

-              белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

-              народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

-              народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

-              белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

-              народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

На первом этапе (узнавание) используются ознакомительно­познавательные задания, когда доминирует содержание с эле­ментом анализа. Цель — фор­мирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидак­тическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%).

На втором этапе (понимание) используются установочно­аналитические задания, когда имитация сочетается с анали­зом, пониманием. Цель — фор­мирование навыков деятель­ности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует ди­дактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элемента­ми анализа (50%).

третий этап (осознание) вклю­чает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмыс­ленных форм суждения и рас­суждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выпол­нять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка вклю­чает: образец (в форме темы за­дания) — осмысленное действие (100%).

Результативность патриоти­ческого воспитания дошколь­ников оценивается следующим комплексом обобщённых харак­теристик:

-              возрастные показатели раз­вития качеств личности, обу­словленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданствен­ность, национальное самосо­знание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаи­мопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассу­дительность, справедливость, самообладание, любознатель­ность);

-              сбалансированность разных форм активности детей до­школьного возраста в специаль­но организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая куль­тура», «ребёнок и общество», «Элементарные математиче­ские представления», «ребёнок и природа», «развитие речи и культура речевого общения», «искусство».

Результативность опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

  Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

  В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте  4  одна  из  задач  гласит: формировать гражданственность и  национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

  Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

 В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

 Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

  Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

  Эффективным средством  является использование художественных материалов.

  Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  1. организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  2. инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  3. наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  4. хороводные игры, игры-имитации;
  5. чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  6. рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  7. рассматривание семейных фотографий и др.

    В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  1. этические беседы о городе, родной стране, мире;
  2. экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  3. рассматривание иллюстраций об особенностях природы , разных стран;
  4. знакомство с элементами национальной культуры;
  5. обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

 При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

 В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

  Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

 Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

 Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

 Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Литература

Рекомендуемые учебные издания

1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

1. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.

2. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.

3. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.

4. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.

5. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.

6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.

7. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

8. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

9. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

10. Воронецкая Л. Н., заведующий кафедрой психологии и предметных методик факультета повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент

Нормативные правовые акты и иные документы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (статьи 3, 20, 22, 77, 138).

2. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями 2006 г.

3. План мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь 13.05.2013 № 10/91, утвержденный Главой Администрации Президента Республики Беларусь 13 мая 2013 г.

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования» / Минск. Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Пачатковая школа»», 2012 – 29 с

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» / Минск. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, 2012 – 415 с.

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году от 22 июля 2013 г. «Учреждения дошкольного образования»

8. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі: вучэбнае выданне. – Мн: НІА, 2012. – 407 с.

свернуть

Знакомство дошкольников с символикой Республики Беларусь

Знакомство дошкольников с символикой Республики Беларусь

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственныхпраздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?

-Контур Беларуси – зеленый– в лучах восходящего солнца – это наша земля.

-Пучки колосьев– это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.

-Красные цветки клевера– это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров

-Голубые цветки льна– это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями

-Красная звезда– символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной формедидактические игрытакие как:

  1. «Чего не стало?»
  2. «Третий лишний»
  3. «Карта Беларуси»
  4. «Мое имя»
  5. «Узнай по описанию» и другие.

В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

Следует прочитать детям  художественные произведения:

В средней группе: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э.Агняцвет“Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

свернуть