Здоровый образ жизни

Простейший туризм

«Простейший туризм  и его организация в условиях учреждения дошкольного  образования»

В системе мероприятий, направленных на оздоровление детей, важное место принадлежит простейшему туризму в виде  прогулок  – походов, экскурсий, целевых прогулок на территории участка и за его пределы.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.                                                                                                                            

«Туризм», по сведениям Большой Советской Энциклопедии, (франц. От – прогулка, поездка), означает путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха.  Из данных определений следует, что туристское путешествие включает два понятия: поездку и поход. Поездка – это путешествие по туристско-экскурсионному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках и т.д.).

Основоположниками детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.

 

Туризм  характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий.  

                                                                                                                                   

В чем ценность дошкольного туризма?

  • оздоровительный эффект;
  • снижение заболеваемости;
  • повышение двигательной активности;
  • совершенствование физических качеств;
  • формирование первоначальных навыков экологического воспитания;
  • активизация познавательных процессов;
  • расширение кругозора;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • ознакомление детей с историей родного края, воспитание патриотизма;
  • положительные эмоции от общения с природой.

 

Простейший туризм представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, который имеет ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений (ходьба, бег, ходьба на лыжах)  с длительным пребыванием детей на свежем воздухе, что способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт ребенка дошкольного возраста. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки. Исследования подтверждают (Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду) положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений.

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.

Туризм – эффективное средство разностороннего  развития личности ребенка, средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка.

Для многих семей туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде. Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных  формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.

В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки - походы, экскурсии,  путешествия. Существуют и такие формы как: слеты, туристские соревнования.

Целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок-походов и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста.        

 Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании  Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.

Экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и экскурсий  заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Туристская (туристическая) экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский (туристический) поход-прогулка – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.

Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок- походов является лето.

 

 

 

Методика организации туристских прогулок

Работа по организации  прогулок-походов на протяжении всего года входит в план образовательной работы с ребенком. Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.

 

Прогулки - походы  по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю.

 

 Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:

 

 Дата проведения

Тема или объекты наблюдения

Цель

Отметка о выполнении

             

Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов  прогулок-походов и экскурсий.

Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности. По данным Н. И. Бочаровой, на этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются представления ребенка, формируются необходимые навыки. Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы, чтение художественной и познавательной литературы, показываются слайды и туристическое снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к  желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности. На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристических прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике. Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы - турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас; слова-определения и словосочетания- велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм; слова-действия - поход, привал, сбор, преодоление.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий, как во время предварительной работы, так и при проведении  прогулок- походов.

Важная роль в подготовке к походам отводится также предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности детей, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Содержание прогулок-походов разнообразно. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами, от сезонных и погодных условий. В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:

  • Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.
  • Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе. Они  проводятся с целью экологического образования детей.
  • Развлекательные.  Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
  • Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена  в весеннее - летний и осенний период.
  • Организуются  прогулки – походы к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.

         Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку. Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др. В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее. На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

  • Наблюдение в природе и сбор природного материала;
  • Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
  • Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
  • Подвижные и дидактические игры;
  • Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
  • Упражнения на дыхание, игры на внимание;
  • Самостоятельные игры детей (на привале);

Важным моментом на этапе подготовки к прогулке является разработка маршрута к объекту в соответствии с темой. Для этого используются маршрутные листы. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. К данной работе, которая может стать домашним заданием, следует привлекать воспитанников и их родителей. В группе воспитанникам можно предложить смоделировать маршрут и различные объекты (дорогу, перекресток, пешеходный переход) с помощью строительного конструктора или мозаики. Маршрут выбирается с учетом возраста и уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака (500-1000гр). Весь поход во времени равен продолжительности прогулки  (согласно  режиму). Продолжительность экскурсий  или поход-прогулка для детей  старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км. в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.

Карты–схемы маршрутов утверждаются  заведующим. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность. Дается краткое описание маршрута. К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.

План и маршрут согласовываются со старшей медсестрой, заместителем заведующего по основной деятельности. О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.

 

Серьёзное внимание уделяется снаряжению. Снаряжение туриста делится на: личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук, сухой паёк), групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования) и специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки, аптечку с набором медикаментов).

 

 Снаряжение туристов

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки 

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки 

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде. В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения.

Одежда туриста

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания:  спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

 

 

 

 

Методика проведения  прогулок-походов

В проведении прогулок-походов участвует руководитель физического воспитания и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

 

Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода  группы в поход по схеме:

№п/п

дата

№ группы

Количество детей

№ маршрута

Количество сопровождающих, ФИО

Время ухода,

подпись

Время возвращения, подпись

Кто принял сведения

 

 

Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном - сокращается до  15 человек.Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель прогулки-похода, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д. По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом   (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.  При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин может проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. (для детей 4-5 лет – через 5 -10 мин).  Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание,  подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Проводятся наблюдения,  можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин (для детей 5-6 лет – через 20-25 мин) после начала обратного пути,  снова проводится промежуточный привал, на котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.

 

Примерные структуры прогулки-похода.

 

Вариант 1

1.      Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).

2.      Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.

3.      Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).

4.      Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)

5.      Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут). Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).

         На конечном пункте дается привал на 20-30 минут.

Вариант 2

 

Пеший

Лыжный

Построение, первый переход

Подгоночный привал, второй переход

Промежуточный привал, третий переход

Длительный привал

Сбор, построение

Первый переход, малый привал

Второй переход

Возвращение в учреждение

Построение

Переход до лыжни, лыжный ход

Длительный привал

Построение, проверка готовности к возвращению

Лыжный ход

Последний переход

Возвращение в учреждение

 

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.

  • Маршрут должен быть тщательно изучен.
  • В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).
  • Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
  • Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
  • При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
  • В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.

 

 

Литература:

  1. Бочарова,  Н.И. Туристские прогулки в детском саду/Н.И. Бочарова. – М., 2004г. 
  2. Образовательные стандарты дошкольное образование / Министерство образования Республики Беларусь. -  Минск, 2012.
  3. Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях: методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 02.04.2002г № 10-13/11 и Министерства здравоохранения  Республики Беларусь от 04.04.2002г. № 11-14/1977
  4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416с.
  5. Интернетресурсы
свернуть

Закаливание

ЗАКАЛИВАНИЕ

 

Одним из средств физического воспитания детей по праву считается закаливание. 

Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.

Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.     

 Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свёртывания крови, увеличивается выработка антител, витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, рассеянные лучи солнца, вода.

Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.

При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).

Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 20С, чем для детей 1 подгруппы. Показано закаливание воздухом.

3 группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врождённый порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, лёгких), хроническим отитом, бронхиальной астмой.

Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.

При выборе системы закаливания, с одной стороны, следует учитывать степень её эффективности, а с другой – организационные сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закалённости, состоянию здоровья, преимущества имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.

Основные принципы закаливания:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при выборе метода закаливания (группа здоровья, состояние ЦНС и др.);

2. Систематичность;

3. Последовательность;

4. Закаливание должно вызывать положительные эмоции у ребёнка;

5. При выполнении физических упражнений с выраженной теплопродукцией (ребёнок вспотел, раскраснелся) – холодовое воздействие снижается либо вообще теряет закаливающее действие. Устойчивость к холодному воздуху не вырабатывается. Однако слабые физические упражнения не являются противопоказанием;

6. Комплексное использование всех природных факторов (воздуха, солнца, воды);

7. Активное растирание кожи после воздействия холодового раздражителя снижает его тренировочное воздействие на кожу, сосуды. Лёгкое растирание, не приводящее к увеличению температуры кожи, допустимо;

8. При прекращении закаливания через 2-3 месяца вырабатывается устойчивость к холоду, снижается и затем исчезает полностью.

Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегчённой (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений.

Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в группу.

Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповой комнате. Оно проводится в присутствии детей: в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +190С.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

 Закаливание воздухом является наиболее мягкой закаливающей процедурой, рекомендованной не только для здоровых, но и для часто и длительно болеющих детей.

Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температура воздуха снижается после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -150С, а 4-7-летние при температуре не ниже -18-220С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Летом дети большую часть времени находятся на улице, за исключением времени, отведенного для приема пищи и дневного сна.

Местную воздушную ванну дети получают в повседневной жизни во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Желательно в помещениях для детей создавать условия колебаний температуры воздуха в определённом диапазоне. Для детей 4-6 лет вначале диапазон колебаний составляет +3–+40С, а затем +5–+60С.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах. Летом максимально жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух.

В холодное время года общие воздушные ванны рекомендуется проводить в помещении во время одевания, смены белья, начиная с температуры воздуха +20–+220С для детей 1-3 года и +20–+210С для детей 4-6 лет. В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 - 3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом - +14- 150С, во 2-ом - +20-250С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно снижена до +13–+150С.

В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребёнок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется некоторое время ходить по полу в носках (3-5 дней) при температуре +18–+200С, а уже затем босиком. Проводят сеансы хождения босиком утром и вечером, сначала по 3-5 минут и, увеличивая их на 1-2 минуты через 3-4 дня, доводят экспозицию до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды +370С). Дети босиком могут ходить вначале по коврикам возле кровати, затем во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале по полу, ковру и т.д.).

Летом необходимо приучать детей ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в тёплые солнечные дни с температурой воздуха +20–+220С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок расположения её элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров. Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

Дорожка здоровья

Порядок расположения ковриков:

  1. Резиновый с шипами.
  2. Циновка.
  3. Коврик с шипами.
  4. Ребристая доска.
  5. Резиновый коврик с полосками.
  6. Ящик с камушками.

Затем дорожка делится на 2 части:

1-ая часть – мешковина, смоченная водой 40С, охлажденная до

35-36С, за ней – полотенце.

2-ая часть – без мешковины сразу же ковровая дорожка.

         Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми  2-3 лет – по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет – по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на дорожку здоровья. Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине  от 3 до 6 сек., летом – до 10 сек.

         Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течение  2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +200С.

 Закаливание солнцем

Ультрафиолетовое излучение обладает бактерицидностью, уничтожает многие бактерии и вирусы, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигмента – меланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов. Солнечные ванны проводятся после воздушных. На голове обязательно должна быть шапочка. Вначале одномоментное пребывание под прямыми солнечными лучами для детей 1-3 лет – 1,5-3 минуты, для детей 4-6 лет – 3-5 минут с постепенным увеличением экспозиции в течение 15-20 дней до 15-20 минут  для ясельного возраста и 25-30 минут для старшего возраста.

Важно также учитывать активность солнца. Изменение активности происходит в динамике 11-летнего цикла с постепенными подъёмами и спадами. В такие периоды к приёму солнечных ванн надо относиться особенно внимательно, но ни в коем случае не допускается передозировка их воздействия.      

 Закаливание водой  всегда сочетается с закаливанием воздухом, т.к. выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект. Начинают закаливающие процедуры с предельно слабых (местных и непродолжительных по времени) воздействий, затем переходят к общим мероприятиям. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды.

При местных процедурах температуру воды снижают через 1-2 дня на 20С – с 300С до 20-140С (в зависимости от возраста и сезона года), при общих процедурах – через 3-4 дня на 2 0С с 35- 340С до 22-180С. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 30-40 минут после еды.

К местным закаливающим процедурам относятся:

- умывание лица холодной водой;

- промывание носа;

- питьё холодной воды;

- обливание ног;

- хождение по воде;

- игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся:

- обтирание;

- обливание всего тела;

- холодный и контрастный душ;

- купание в открытых водоёмах.

К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребёнок хорошо переносит местное закаливание.                                      

Полоскание горла холодной водой

Детей 2-3 лет приучают полоскать рот, а с 4-5 лет – горло 2 раза в день. Температура воды 36-370С с последующим снижением каждые 3-4-5 дней на 10С вплоть до 100С (для ЧДБ детей до 20- 220С). В последующем следует приучать детей пить холодную воду постоянно. Полоскание горла рекомендуется часто и длительно болеющим детям, а также страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Детям с измененными миндалинами следует проводить содо-солевые (на 1 стакан воды 1 г поваренной соли и 0,5 г питьевой соды) или настоями из лечебных трав (календула, ромашка и др.) полоскания в течение 10 дней. Процедура проводится в туалетной комнате. Чашки моют в соответствии с санитарными правилами.

 

Интернет ресурс.

свернуть