Здоровый образ жизни
Простейший туризм

«Простейший туризм и его организация в условиях учреждения дошкольного образования»
В системе мероприятий, направленных на оздоровление детей, важное место принадлежит простейшему туризму в виде прогулок – походов, экскурсий, целевых прогулок на территории участка и за его пределы.
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
«Туризм», по сведениям Большой Советской Энциклопедии, (франц. От – прогулка, поездка), означает путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Из данных определений следует, что туристское путешествие включает два понятия: поездку и поход. Поездка – это путешествие по туристско-экскурсионному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках и т.д.).
Основоположниками детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.
Туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий.
В чем ценность дошкольного туризма?
- оздоровительный эффект;
- снижение заболеваемости;
- повышение двигательной активности;
- совершенствование физических качеств;
- формирование первоначальных навыков экологического воспитания;
- активизация познавательных процессов;
- расширение кругозора;
- формирование нравственных качеств личности;
- ознакомление детей с историей родного края, воспитание патриотизма;
- положительные эмоции от общения с природой.
Простейший туризм представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, который имеет ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, бег, ходьба на лыжах) с длительным пребыванием детей на свежем воздухе, что способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт ребенка дошкольного возраста. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки. Исследования подтверждают (Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду) положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений.
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.
Туризм – эффективное средство разностороннего развития личности ребенка, средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка.
Для многих семей туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде. Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки - походы, экскурсии, путешествия. Существуют и такие формы как: слеты, туристские соревнования.
Целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок-походов и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста.
Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.
Экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и экскурсий заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.
Туристская (туристическая) экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский (туристический) поход-прогулка – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.
Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок- походов является лето.
Методика организации туристских прогулок
Работа по организации прогулок-походов на протяжении всего года входит в план образовательной работы с ребенком. Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача. Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.
Прогулки - походы по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю.
Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:
Дата проведения |
Тема или объекты наблюдения |
Цель |
Отметка о выполнении |
Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов прогулок-походов и экскурсий.
Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности. По данным Н. И. Бочаровой, на этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются представления ребенка, формируются необходимые навыки. Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы, чтение художественной и познавательной литературы, показываются слайды и туристическое снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к желанию овладеть туристскими умениями.
Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности. На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.
При проведении туристических прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике. Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы - турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас; слова-определения и словосочетания- велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм; слова-действия - поход, привал, сбор, преодоление.
В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий, как во время предварительной работы, так и при проведении прогулок- походов.
Важная роль в подготовке к походам отводится также предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности детей, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.
Содержание прогулок-походов разнообразно. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами, от сезонных и погодных условий. В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:
- Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.
- Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе. Они проводятся с целью экологического образования детей.
- Развлекательные. Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
- Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена в весеннее - летний и осенний период.
- Организуются прогулки – походы к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.
Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку. Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др. В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее. На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.
Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
- Наблюдение в природе и сбор природного материала;
- Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
- Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
- Подвижные и дидактические игры;
- Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
- Упражнения на дыхание, игры на внимание;
- Самостоятельные игры детей (на привале);
Важным моментом на этапе подготовки к прогулке является разработка маршрута к объекту в соответствии с темой. Для этого используются маршрутные листы. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. К данной работе, которая может стать домашним заданием, следует привлекать воспитанников и их родителей. В группе воспитанникам можно предложить смоделировать маршрут и различные объекты (дорогу, перекресток, пешеходный переход) с помощью строительного конструктора или мозаики. Маршрут выбирается с учетом возраста и уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака (500-1000гр). Весь поход во времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму). Продолжительность экскурсий или поход-прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км. в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.
Карты–схемы маршрутов утверждаются заведующим. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность. Дается краткое описание маршрута. К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.
План и маршрут согласовываются со старшей медсестрой, заместителем заведующего по основной деятельности. О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
Серьёзное внимание уделяется снаряжению. Снаряжение туриста делится на: личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук, сухой паёк), групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования) и специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки, аптечку с набором медикаментов).
Снаряжение туристов
Пеший |
Лыжный |
Маршрутная карта Компас Туристические знаки Палатки Рюкзаки Котелок Аптечка Коврики Сухой паёк Фляжки, кружки Салфетки Атрибуты для игр |
Лыжи Лыжные палки Лыжная мазь Маршрутная карта Компас Туристические знаки Рюкзаки Аптечка Сухой паёк Термос с чаем Салфетки Атрибуты для игр |
Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода
Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде. В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения.
Одежда туриста
Тёплый период |
Холодный период |
Спортивная майка Шорты Кеды или кроссовки Носки Кепка или панама На случай похолодания: спортивный костюм или ветровка |
Х\б майка или футболка Х\б спортивный костюм Тёплый спортивный костюм Тёплые ботинки или войлочные сапоги Вязаная шерстяная шапка Куртка Варежки + запасные Х\б носки + шерстяные |
Методика проведения прогулок-походов
В проведении прогулок-походов участвует руководитель физического воспитания и воспитатель группы вместе с помощником. Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:
№п/п дата |
№ группы |
Количество детей |
№ маршрута |
Количество сопровождающих, ФИО |
Время ухода, подпись |
Время возвращения, подпись |
Кто принял сведения
|
Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном - сокращается до 15 человек.Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель прогулки-похода, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д. По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей. При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин может проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. (для детей 4-5 лет – через 5 -10 мин). Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание, подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Проводятся наблюдения, можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин (для детей 5-6 лет – через 20-25 мин) после начала обратного пути, снова проводится промежуточный привал, на котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.
Примерные структуры прогулки-похода.
Вариант 1
1. Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
2. Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
3. Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
4. Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
5. Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут). Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
На конечном пункте дается привал на 20-30 минут.
Вариант 2
Пеший |
Лыжный |
Построение, первый переход Подгоночный привал, второй переход Промежуточный привал, третий переход Длительный привал Сбор, построение Первый переход, малый привал Второй переход Возвращение в учреждение |
Построение Переход до лыжни, лыжный ход Длительный привал Построение, проверка готовности к возвращению Лыжный ход Последний переход Возвращение в учреждение |
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.
- Маршрут должен быть тщательно изучен.
- В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).
- Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
- Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
- При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
- В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.
Литература:
- Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду/Н.И. Бочарова. – М., 2004г.
- Образовательные стандарты дошкольное образование / Министерство образования Республики Беларусь. - Минск, 2012.
- Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях: методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 02.04.2002г № 10-13/11 и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.04.2002г. № 11-14/1977
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416с.
- Интернетресурсы
Закаливание
ЗАКАЛИВАНИЕ
Одним из средств физического воспитания детей по праву считается закаливание.
Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.
Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.
Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свёртывания крови, увеличивается выработка антител, витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, рассеянные лучи солнца, вода.
Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.
При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:
1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).
Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 20С, чем для детей 1 подгруппы. Показано закаливание воздухом.
3 группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врождённый порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, лёгких), хроническим отитом, бронхиальной астмой.
Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.
При выборе системы закаливания, с одной стороны, следует учитывать степень её эффективности, а с другой – организационные сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закалённости, состоянию здоровья, преимущества имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.
Основные принципы закаливания:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при выборе метода закаливания (группа здоровья, состояние ЦНС и др.);
2. Систематичность;
3. Последовательность;
4. Закаливание должно вызывать положительные эмоции у ребёнка;
5. При выполнении физических упражнений с выраженной теплопродукцией (ребёнок вспотел, раскраснелся) – холодовое воздействие снижается либо вообще теряет закаливающее действие. Устойчивость к холодному воздуху не вырабатывается. Однако слабые физические упражнения не являются противопоказанием;
6. Комплексное использование всех природных факторов (воздуха, солнца, воды);
7. Активное растирание кожи после воздействия холодового раздражителя снижает его тренировочное воздействие на кожу, сосуды. Лёгкое растирание, не приводящее к увеличению температуры кожи, допустимо;
8. При прекращении закаливания через 2-3 месяца вырабатывается устойчивость к холоду, снижается и затем исчезает полностью.
Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегчённой (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воздухе.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений.
Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в группу.
Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповой комнате. Оно проводится в присутствии детей: в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +190С.
К специальным закаливающим процедурам относятся:
Закаливание воздухом является наиболее мягкой закаливающей процедурой, рекомендованной не только для здоровых, но и для часто и длительно болеющих детей.
Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температура воздуха снижается после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.
Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -150С, а 4-7-летние при температуре не ниже -18-220С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Летом дети большую часть времени находятся на улице, за исключением времени, отведенного для приема пищи и дневного сна.
Местную воздушную ванну дети получают в повседневной жизни во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Желательно в помещениях для детей создавать условия колебаний температуры воздуха в определённом диапазоне. Для детей 4-6 лет вначале диапазон колебаний составляет +3–+40С, а затем +5–+60С.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах. Летом максимально жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух.
В холодное время года общие воздушные ванны рекомендуется проводить в помещении во время одевания, смены белья, начиная с температуры воздуха +20–+220С для детей 1-3 года и +20–+210С для детей 4-6 лет. В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 - 3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.
Контрастная воздушная ванна проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом - +14- 150С, во 2-ом - +20-250С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно снижена до +13–+150С.
В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребёнок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.
Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется некоторое время ходить по полу в носках (3-5 дней) при температуре +18–+200С, а уже затем босиком. Проводят сеансы хождения босиком утром и вечером, сначала по 3-5 минут и, увеличивая их на 1-2 минуты через 3-4 дня, доводят экспозицию до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды +370С). Дети босиком могут ходить вначале по коврикам возле кровати, затем во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале по полу, ковру и т.д.).
Летом необходимо приучать детей ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в тёплые солнечные дни с температурой воздуха +20–+220С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок расположения её элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров. Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
Дорожка здоровья
Порядок расположения ковриков:
- Резиновый с шипами.
- Циновка.
- Коврик с шипами.
- Ребристая доска.
- Резиновый коврик с полосками.
- Ящик с камушками.
Затем дорожка делится на 2 части:
1-ая часть – мешковина, смоченная водой 400 С, охлажденная до
35-360 С, за ней – полотенце.
2-ая часть – без мешковины сразу же ковровая дорожка.
Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3 лет – по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет – по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на дорожку здоровья. Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине от 3 до 6 сек., летом – до 10 сек.
Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течение 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +200С.
Закаливание солнцем
Ультрафиолетовое излучение обладает бактерицидностью, уничтожает многие бактерии и вирусы, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигмента – меланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов. Солнечные ванны проводятся после воздушных. На голове обязательно должна быть шапочка. Вначале одномоментное пребывание под прямыми солнечными лучами для детей 1-3 лет – 1,5-3 минуты, для детей 4-6 лет – 3-5 минут с постепенным увеличением экспозиции в течение 15-20 дней до 15-20 минут для ясельного возраста и 25-30 минут для старшего возраста.
Важно также учитывать активность солнца. Изменение активности происходит в динамике 11-летнего цикла с постепенными подъёмами и спадами. В такие периоды к приёму солнечных ванн надо относиться особенно внимательно, но ни в коем случае не допускается передозировка их воздействия.
Закаливание водой всегда сочетается с закаливанием воздухом, т.к. выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект. Начинают закаливающие процедуры с предельно слабых (местных и непродолжительных по времени) воздействий, затем переходят к общим мероприятиям. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды.
При местных процедурах температуру воды снижают через 1-2 дня на 20С – с 300С до 20-140С (в зависимости от возраста и сезона года), при общих процедурах – через 3-4 дня на 2 0С с 35- 340С до 22-180С. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 30-40 минут после еды.
К местным закаливающим процедурам относятся:
- умывание лица холодной водой;
- промывание носа;
- питьё холодной воды;
- обливание ног;
- хождение по воде;
- игры с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся:
- обтирание;
- обливание всего тела;
- холодный и контрастный душ;
- купание в открытых водоёмах.
К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребёнок хорошо переносит местное закаливание.
Полоскание горла холодной водой
Детей 2-3 лет приучают полоскать рот, а с 4-5 лет – горло 2 раза в день. Температура воды 36-370С с последующим снижением каждые 3-4-5 дней на 10С вплоть до 100С (для ЧДБ детей до 20- 220С). В последующем следует приучать детей пить холодную воду постоянно. Полоскание горла рекомендуется часто и длительно болеющим детям, а также страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Детям с измененными миндалинами следует проводить содо-солевые (на 1 стакан воды 1 г поваренной соли и 0,5 г питьевой соды) или настоями из лечебных трав (календула, ромашка и др.) полоскания в течение 10 дней. Процедура проводится в туалетной комнате. Чашки моют в соответствии с санитарными правилами.
Интернет ресурс.